Странный объект на орбите: у Земли есть вторая луна?

Луна — второй по яркости объект на нашем небосклоне. В то же время среди других астрономических тел она одна из самых тусклых и наименее отражающих. Наш естественный спутник кажется ярким только потому, что находится очень близко к Земле. Для сравнения, наша планета выглядит намного ярче, когда вы смотрите на нее из космоса. Это потому, что облака, лед и снег лучше отражают свет, чем большинство видов горных пород.

Вся поверхность Тритона, спутника Нептуна, покрыта несколькими слоями льда. Если бы этот спутник заменил нашу Луну, ночное небо стало бы в семь раз ярче. Чем ближе к горизонту находится Луна, тем больше она кажется. Это явление называется лунной иллюзией. Одна из теорий, объясняющих это, утверждает, что атмосфера играет роль увеличительного стекла, которое заставляет Луну выглядеть крупнее. На самом деле, если бы этот принцип работал, Луна бы казалась меньше, а не больше! Большинство экспертов считают, что иллюзия создается нашим воображением. Оно может увеличить размер Луны более чем в два раза! Когда спутник Земли находится высоко в небе, у вас нет никаких визуальных подсказок о том, насколько далеко он находится. Но, когда он приближается к горизонту, вы можете видеть окружающие его объекты в деталях. От этого Луна кажется больше. Но это лишь одна из многих теорий, пытающихся объяснить феномен. Кстати, вы можете попробовать избавить себя от этой иллюзии, если наклонитесь и посмотрите на Луну через ваши ноги.

Два или три года назад один астероид вышел на орбиту Земли и начал свое путешествие вокруг нашей планеты. Несмотря на то, что размером он не превышает средний автомобиль, всё равно это событие весьма выдающееся: из более чем одного миллиона астероидов, о которых знают астрономы, это всего лишь второй, попавший на орбиту нашей планеты. Называется он две тысячи двадцать си ди три и считается нашей временной мини-луной. Впрочем, с нами он пробудет недолго: астероид движется по случайной орбите и медленно удаляется.

Временно захваченные объекты, такие как две тысячи двадцать си ди три, — большая редкость. Они должны иметь определенное направление и скорость, чтобы быть захваченными гравитационным притяжением Земли. В противном случае они либо врезаются в планету, либо улетают в другом направлении. Кратковременные лунные явления — одни из самых загадочных аномалий, происходящих на Луне. Это кратковременные световые, цветовые или какие-то другие изменения на поверхности спутника. Чаще всего это случайные вспышки света. Астрономы наблюдают эти явления с тысяча девятьсот пятидесятых годов. Они заметили, что вспышки происходят случайным образом. Иногда они могут отмечаться по несколько раз в неделю. После этого они исчезают на несколько месяцев. Некоторые из них длятся не дольше пары минут. Но были и такие, которые продолжались часами. Это случилось в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году, за день до того, как «Аполлон-11» совершил посадку на Луну. Один из участников миссии заметил, что одна часть естественного спутника была более освещена, чем окружающий ландшафт. Это выглядело так, будто в той области возникло что-то вроде флуоресценции. К сожалению, до сих пор неясно, было ли это явление как-то связано с загадочными лунными вспышками.

Похоже, лунные кратеры содержат в себе куда больше металлов, например титана или железа, чем считалось ранее. С этим открытием есть одна проблема: оно полностью противоречит основной теории происхождения Луны. Данная теория утверждает, что естественный спутник Земли оторвался от нашей планеты после столкновения с массивным космическим объектом. Но тогда почему бедная металлами земная кора содержит гораздо меньше оксида железа, чем лунная? Это может означать, что Луна образовалась из материала, лежащего гораздо глубже, в самых недрах нашей планеты. Или же эти металлы могли появиться, когда расплавленная лунная поверхность медленно остывала.

Гравитация Луны составляет около семнадцати процентов от земной. Если вы весите девяносто килограммов на нашей родной планете, то на Луне ваш вес уменьшится до пятнадцати килограммов. Вы также сможете поднять в шесть раз больший вес, чем на Земле. Кроме того, по поверхности Луны намного легче передвигаться. Но это и куда более опасно. Ваши ноги в тяжелом скафандре будут погружаться в лунный грунт на глубину до пятнадцати сантиметров. Но давайте представим, что вы решили пропустить утомительный процесс ходьбы, просто прыгая по воздуху. Тогда вы, скорее всего, довольно быстро потеряете контроль над прыжками. Кроме того, поверхность Луны усеяна глубокими кратерами: будет очень трудно избежать их все!

Не так давно астрономы обнаружили огромную плотную массу какого-то таинственного вещества. Оно скрыто под поверхностью обратной стороны Луны, а его масса и размер такие же, как у груды металла в пять раз больше острова Гавайи. Загадочное нечто находится на глубине примерно триста двадцать два километра под огромным кратером, который появился на поверхности Луны миллиарды лет назад. Эта масса, вероятно, имеет какое-то отношение к суперстолкновению. Возможно, речь о металлическом ядре объекта, который в те далекие времена ударился о Луну. Ученым не терпится исследовать этот вопрос, чтобы узнать больше о Бассейне Южного полюса — Эйткен, самом крупном из известных кратеров в Солнечной системе. Если бы он находился на Земле, то простирался бы от Вашингтона до Техаса.

На естественном спутнике Земли нет воздуха. Но тогда как же его поверхность может покрываться ржавчиной? Ученые обнаружили присутствие на Луне гематита — и это своего рода ржавчина! Специальный исследовательский прибор НАСА изучил свет, отраженный от поверхности Луны. Оказалось, что состав полюсов спутника сильно отличается от остальных его частей. Поверхность Луны усеяна богатыми железом камнями. Но без кислорода и жидкой воды ржавчина появиться не может. Солнечные ветры добавляют еще больше загадочности: они бомбардируют Луну водородом, а водород должен препятствовать возникновению гематита! Но даже несмотря на то, что у Луны нет атмосферы, там все же есть какое-то количество кислорода. Его источником являются верхние слои атмосферы нашей планеты! Земля также защищает Луну почти от ста процентов солнечных ветров, хотя и не всегда. И пусть наш естественный спутник абсолютно сухой, в затененных кратерах на его обратной стороне может присутствовать водяной лед.

Луна не является идеальной сферой: она имеет форму яйца. Кроме того, центр массы спутника находится более чем в нескольких километрах от его геометрического центра. Земля и Луна постепенно отдаляются друг от друга — так же медленно, как растут ваши ногти. Это побочный эффект гравитационной силы нашего спутника! Луна создает приливы и отливы в океанах Земли. Они в свою очередь заставляют Луну немного ускоряться, что переводит спутник на более высокую орбиту. В доисторические времена Луна была гораздо ближе к нашей планете, чем сейчас. К счастью, мы не потеряем Луну. Чем заметнее она отдаляется, тем слабее становится ее гравитационное притяжение. Это значит, что скоро наша планета уже не будет отталкивать Луну с такой силой.

Внутри Луны происходит очень мало активности. К тому же вокруг нее практически нет атмосферы. Вот почему исследователям доступны для изучения ударные кратеры, которые возникли на поверхности спутника миллиарды лет назад. При датировке кратеров астрономы обнаружили, что Луна (вместе с нашей планетой) около четырех миллиардов лет назад подверглась поздней тяжелой бомбардировке, также известной как лунный катаклизм. Этот процесс продолжался несколько сотен миллионов лет, и за это время невероятно большое количество астероидов столкнулось с Землей, Меркурием, Марсом и Венерой.

Вероятно, на Луне есть лабиринт из лавовых трубок. Не так давно астрономы получили результаты подземной лунной топографии: под поверхностью спутника они обнаружили огромную пещеру около пятидесяти километров в длину и ста километров в ширину. Эта пещера, вероятно, является результатом вулканической активности, которая происходила три миллиарда лет назад. Затвердев, потоки лавы создали снаружи толстую твердую корку. Но внутри лава продолжала течь, плавя скалу и образуя туннели и пещеры. Бесчисленные ямы на поверхности Луны, обнаруженные НАСА, могут быть отверстиями лавовых трубок.

Несмотря на то, что внутри Луны очень мало сейсмической активности, в нескольких километрах от ее поверхности иногда происходят небольшие лунотрясения, вызванные гравитационным притяжением нашей планеты. После этого на поверхности спутника появляются крошечные трещины и разломы, через которые выходят газы.