Почему «Титаник» так долго продержался на плаву после столкновения с айсбергом?

Наука
9 месяцев назад

Четырнадцатое апреля тысяча девятьсот двенадцатого года. Темная ночь наполнилась жуткими звуками гигантского металлического судна, раскалывающегося надвое. Самый большой корабль того времени столкнулся с айсбергом. Крушение «Титаника» — одна из самых громких историй двадцатого века, о которой говорят до сих пор. Правый борт гигантского судна задел айсберг. В двадцать три сорок всё пошло наперекосяк. Айсберг нанес такие повреждения, что как минимум пять водонепроницаемых отсеков в корпусе стали заполняться водой.

Команда сразу начала расследование, чтобы понять, можно ли что-то сделать и исправить ситуацию. Рассчитывать было не на что: моряки и пассажиры были совсем одни во тьме холодной ночи, далеко от земли. Северная часть Атлантического океана, примерно в шестистах пятидесяти километрах к югу от Ньюфаундленда, Канада. Нужно было время, чтобы понять, как доставить людей в безопасное место. Время было — но его не хватило. Если вы смотрели фильм, то знаете, что корабль утонул не сразу после столкновения. Процесс погружения длился два часа сорок минут. Ситуация была тяжелой. Нужно было позаботиться о двух тысячах двухстах людях, экипаже и пассажирах, и на корабле царил хаос.

Главный конструктор Томас Эндрюс быстро понял, что корабль не удержится на плаву. К полуночи весь экипаж начал готовить спасательные шлюпки к спуску на воду. Всего было двадцать лодок, которые могли вместить тысячу сто семьдесят восемь человек — чуть больше половины людей на борту. Сначала в безопасное место нужно было доставить женщин и детей. Члены экипажа должны были грести и направлять лодки. В следующие два часа ситуация быстро накалялась. Членам экипажа поручили разбудить пассажиров, предупредить их о происходящем и как можно скорее посадить в спасательные шлюпки.

В ноль пятнадцать члены экипажа подали сигнал бедствия. Пароход «Франкфурт» был одним из первых, кто получил сообщение и ответил, но он находился в трехстах пятнадцати километрах. Несколько других кораблей тоже получили сообщение и предложили помощь, но, к сожалению, и они были слишком далеко. В ноль двадцать пароход «Карпатия» получил сигнал бедствия от «Титаника» и сразу же изменил свой курс. В то время он находился на расстоянии девяносто три километра. И ему требовалось больше трех часов, чтобы прибыть на место.

Через двадцать минут экипаж спустил первую шлюпку. В ней было всего двадцать семь пассажиров, а вмещала она шестьдесят пять! Многие шлюпки, которые спустили на воду первыми, были едва заполнены. Экипаж опасался, что шлюпбалки не выдержат веса полностью загруженной шлюпки. Сначала многие пассажиры боялись покидать корабль. Они были уверены, что «Титаник» — непотопляемый, и не могли даже представить, как развернутся события. Экипаж выпустил первую из восьми сигнальных ракет. Безрезультатно. Все были далеко и помочь не могли. В час двадцать были спущены десять шлюпок. В шлюпке номер восемь находилось всего двадцать восемь человек. Одной из пассажирок шлюпки номер десять была Миллвина Дин девяти недель от роду. Позже она стала последней выжившей. Она скончалась в две тысячи девятом году в возрасте девяноста семи лет.

Было уже два часа ночи. На судне остались лишь три складные шлюпки. Нос сильно накренился и ушел под воду. Теперь было отчетливо видно, что кормовые винты находятся над водой. Члены экипажа спустили с крыши офицерской каюты складную шлюпку Ди, в которой находилось более двадцати пассажиров. Когда нос корабля ушел под воду, вода смыла с палубы складную шлюпку Эй. В ней было двадцать человек, и ее частично заполнило водой. Когда члены экипажа пытались разложить складную шлюпку Би, та упала. Прежде чем шлюпку смогли выровнять, ее смыло волной. Тридцати пассажирам всё же удалось спастись на перевернувшейся шлюпке.

В два семнадцать радист решил передать последний сигнал бедствия. Через минуту свет на корабле погас. «Титаник» погрузился во тьму вместе со всем, что осталось на борту. Нос продолжал опускаться, а корма всё выше поднималась над поверхностью, что создавало большую нагрузку на середину. Ночь наполнилась жуткими звуками. Огромный корабль, на который возлагали столько надежд, разломился на две части между третьей и четвертой дымовыми трубами. В отчетах было написано, что носовая часть погрузилась на дно примерно за шесть минут. Корма опустилась в воду, прежде чем снова подняться в вертикальное положение. Она оставалась в таком положении до тех пор, пока окончательно не исчезла в океане.

В два двадцать в корме всё еще оставался воздух, и давление воды сминало ее по мере погружения. Корма погрузилась на дно примерно в шестистах метрах от носа. «Титаник» считался самым быстрым кораблем в мире. Все думали, что он непотопляем, ведь даже затопление четырех его отсеков не должно было привести к критической потере плавучести. Однако его путь начался с проблем. Когда судно покидало порт, оно едва разминулось с пароходом «Нью-Йорк». «Титанику» удалось благополучно пройти мимо к огромному счастью всех пассажиров, которые столпились на палубах.

«Титаник» отплыл десятого апреля. Его первое путешествие проходило по загруженному атлантическому маршруту. В день спуска на воду «Титаник» стал самым большим подвижным объектом в истории — двести шестьдесят девять метров в длину и двадцать восемь метров в ширину. По сегодняшним меркам не так уж много. Сегодня самый большой круизный лайнер в мире — это «Симфония морей». Он почти в пять раз больше «Титаника». Если поставить его вертикально, он будет высотой с Эмпайр-стейт-билдинг, а это триста восемьдесят метров без антенн. Но в свое время «Титаник» считался чудом света. В какой-то момент судно сделало остановку во Франции, после чего была еще одна остановка в Ирландии. Как только последние пассажиры поднялись на борт, огромный корабль на полной скорости направился в свой конечный пункт назначения — Нью-Йорк.

Через четыре дня после начала путешествия «Титаник» столкнулся с огромным айсбергом. История, о которой знают все. Выжило лишь семьсот человек, и среди них в основном женщины и дети. Ночь была очень холодной. Через полтора часа после того, как «Титаник» погрузился под воду, выжившие не были уверены, что к ним идет помощь. Но они наконец увидели свет! Это был пароход «Карпатия». Он пришел, чтобы подобрать людей в шлюпках. Команда подняла их на борт и вытащила из воды горстку других пассажиров. Многие корабли пытались связаться с «Титаником» через несколько часов после того, как он затонул. На их сообщения так никто и не ответил. Позже, когда провели расследование, выяснилось, что пароход «Калифорниэн» находился всего в тридцати километрах от места крушения «Титаника». Но экипаж не слышал сигналов бедствия, поступавших с «Титаника», потому что радист в тот момент не дежурил.

Страны по обе стороны Атлантики были шокированы, узнав о том, что случилось с «Титаником». Они решили внести изменения в правила эксплуатации судов, чтобы в будущем избежать подобных событий. Состоялась первая Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, где приняли правила, по которым на каждом судне должны быть шлюпки с местами для всех пассажиров. Учения на шлюпках стали обязательными. Был создан Международный ледовый патруль для наблюдения за айсбергами в Северной Атлантике. И все корабли обязали постоянно поддерживать радиосвязь.

«Титаник» не был уникальным. Из-за его масштабов и разного нового оборудования, которое требовалось, было невыгодно строить корабль в единственном экземпляре. Поэтому попутно построили еще два похожих судна. Их судьба тоже оказалась насыщенной событиями. Первым был «Олимпик». Его спустили на воду в тысяча девятьсот десятом году, и в течение года он был самым большим лайнером в мире. «Британник», еще один корабль-побратим, тоже в итоге оказался на дне океана. Но легендой стал только «Титаник», которому мир обязан одной из самых захватывающих историй.

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее