Почему самолеты всегда ждут на взлетно-посадочной полосе?

Наука
7 месяцев назад

Здравствуйте, говорит ваш капитан. Добро пожаловать на борт нашего рейса из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Пристегните ремни безопасности, и я расскажу вам, что происходит в самолете на разных этапах полета. Пассажиры всегда заходят на борт с левой стороны. Это потому, что капитан сидит в левой части салона самолета и так ему легче выровнять самолет с телескопическим трапом. А с правой стороны заправляется топливо и загружается багаж. Пока пассажиры садятся слева, команда может спокойно делать свою работу.

Если вам нужно как можно быстрее выйти из самолета по прибытии, выберите место у прохода в передней части салона. А если хотите лететь максимально комфортно, выбирайте места в середине самолета, потому что там турбулентность менее ощутима. А еще с точки зрения комфорта хорошо сидеть там, где находятся аварийные выходы — там больше места и можно вытянуть ноги. Если вам нужны самые безопасные места, то лучший вариант — это задняя часть. Как только вы сядете, обратите внимание на ближайшие аварийные выходы и подсчитайте ряды до ближайшего из них. Это может спасти вам жизнь, если придется быстро покидать самолет. Вам легко удастся найти выход, даже если вокруг темно и ничего не видно. Вы найдете его, прикасаясь к сиденьям, если заранее посчитаете ряды.

Посадка завершена, и пора готовиться к взлету. Бортпроводники идут по проходам, чтобы убедиться, что все пристегнуты ремнями безопасности, шторки на окнах открыты, в уборной никого нет и взлетно-посадочная полоса полностью свободна. Почему же самолет не двигается? Можно лететь! Оказывается, самолет должен немного подождать, и дело в безопасности. Когда самолет взлетает, он активирует две мощные силы. Одна из них — завихрение от реактивной струи — быстро движущийся газ, настолько сильный, что он может легко перевернуть автомобиль. Поэтому не стоит подходить к самолету. Другая сила — это спутная струя на концах крыльев, воздушное течение в виде вихрей. Эта мощная сила исходит от крыльев, и ее следы остаются в воздухе три минуты после взлета.

Если другой самолет взлетит в воздух, пока там всё еще будут спутные струи, пилот потеряет контроль над самолетом по крену. Так можно перевернуться и разбиться. Поэтому ни одному самолету не разрешается взлетать, не выждав как минимум три минуты после вылета предыдущего. Возвращаемся в кабину пилота. Там есть два человека: пилот и второй пилот. Если что-то случится с первым пилотом, управление возьмет на себя второй пилот. Оба пилота едят разную пищу, чтобы снизить риск отравления. Пока первый пилот настраивает автопилот, второй следит за показателями или связывается с диспетчером. А еще есть чек-лист по стандартам безопасности, который должен соблюдаться на разных этапах маршрута. Если капитан сосредоточен на маршруте, второй пилот может заполнить этот чек-лист и убедиться, что всё идет по плану.

Полеты обходятся дорого, поэтому все авиакомпании хотят сделать их более быстрыми и короткими. Лучше всего, конечно, лететь по прямой. Однако маршруты самолетов выглядят как дуги. Это потому, что Земля не плоская, как мы видим на карте, а круглая. И эти линии выглядят как дуги, только когда проецируются на карту. На самом деле они прямые. Каждая авиакомпания хочет, чтобы ее самолеты летали наиболее эффективным способом. Но каждый день летают сотни самолетов, часто в одном направлении, и воздушные магистрали довольно загружены. Маршрут каждого самолета всегда планируется заранее и загружается в систему. Точнее, готовится несколько разных вариантов, и у пилота обычно есть пространство для маневра на случай изменения погоды и так далее.

Пилот настраивает нужный режим, и автопилот ведет самолет в пределах загруженного маршрута: поддерживает высоту, скорость и направление. Пилоты тем временем следят за автопилотом и могут заниматься другими задачами: навигацией, планированием и связью с управлением воздушным движением — с диспетчерами, которые следят за тем, чтобы самолеты не подлетали слишком близко друг к другу. В некоторых местах воздушное движение особенно интенсивно, и в таких зонах самолет должен следовать очень точным маршрутам. Для этого на земле есть специальные устройства, так называемые фиксированные навигационные средства. Они помогают ориентироваться, посылая в небо радиосигналы, чтобы их улавливали самолеты.

А еще есть путевые точки, привязанные к географическим точкам на Земле. Они загружены в системы GPS, и самолет должен им следовать. По сути, маршрут проходит от одной точки к другой по всему пути до места назначения. Пора снижаться. На панели управления самолета можно видеть высоту. Пилоты знают скорость самолета, поэтому они могут рассчитать, на каком расстоянии до места назначения начинать спуск. Если высота составляет восемь тысяч двести метров, а скорость — пятьсот пятьдесят километров в час, специальная формула покажет, что начинать снижение нужно за сто шестьдесят пять километров. Это поможет сохранить правильную траекторию. Есть и другие факторы, которые нужно учитывать, например скорость и направление ветра или неравномерное падение скорости.

Чтобы пойти на снижение, пилоты должны получить разрешение у диспетчера. Иногда из-за активного движения это происходит не сразу, и тогда самолет продолжает лететь, не снижаясь, и таким образом отклоняется от профиля снижения. Он приземлится, когда разрешение будет получено. Взлет и посадка — самые важные и опасные этапы любого полета, потому что у пилота меньше времени и пространства для реагирования на любые возникающие проблемы. В воздухе, даже если отключатся оба двигателя, самолет не упадет. Он будет скользить по небу, теряя около километра высоты каждые десять минут, и у пилота будет около восьми минут, чтобы найти безопасное место для посадки.

Если двигатель выйдет из строя во время взлета или посадки, у пилотов будет всего несколько секунд, чтобы решить, нужно ли взлетать и устранять проблему в воздухе или отменить полет. И если что-то пойдет не так, отмена рейса не всегда возможна. Когда самолет набрал скорость сто шестьдесят километров в час, его уже не удастся остановить в пределах взлетно-посадочной полосы. А сойти с полосы — это, мягко говоря, нехорошо. Так что правила на этих этапах полета особенно строгие. Нужно включать режим полета на всех устройствах, чтобы их сигналы не мешали электронным системам самолета и не блокировали частоту радио. Вы, наверное, слышали, как звуковая колонка издает щелкающий звук прямо перед тем, как на ваш мобильный телефон поступит звонок, если он находится рядом с колонкой. Эти звуки пилот может услышать вместо инструкций при переговорах с управлением воздушным движением.

Даже секундный сбой может привести к путанице. Только некоторые типы сотовых телефонов вызывают эту проблему, и важна комбинация факторов: тип сотового телефона, его удаленность от кабины и количество устройств не в режиме полета. Бортпроводники не могут выяснить, кто из пассажиров не перевел телефон в режим полета, но пилоты точно узнают, если это не сделают многие. А еще во время взлета и посадки нужно держать шторки на окнах открытыми, чтобы глаза привыкли к свету или темноте снаружи. В случае чрезвычайной ситуации на этих рискованных этапах полета люди, которым комфортно при естественном освещении, смогут отреагировать и эвакуироваться быстрее, когда на счету каждая секунда. По той же самой причине в салоне приглушают свет. Таким образом условия приближаются к освещенности снаружи самолета.

Другая причина состоит в том, что, когда шторки на окнах открыты, снаружи видно, что происходит в самолете, например, есть ли внутри огонь и где именно находится его очаг. Так можно лучше спланировать эвакуацию. Вас просят сложить столик и поднять спинку кресла, чтобы в случае чрезвычайной ситуации на пути не возникло никаких препятствий. Каждый должен иметь возможность покинуть самолет как можно быстрее. Нельзя пользоваться туалетом во время взлета и посадки, потому что там нет ремней безопасности, нет безопасного пути эвакуации без препятствий, и в целом это довольно рискованно. Во время эвакуации это место может оказаться ловушкой. Пилоту не разрешается взлетать или садиться, пока кто-то находится в туалете. И, похоже, мы готовы приземляться! Добро пожаловать в Нью-Йорк!

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее