Как могли бы эволюционировать динозавры, если бы они не вымерли

Динозавры — одни из самых впечатляющих существ, когда-либо обитавших на Земле. Жаль, что у нас нет Парка Юрского периода, где мы могли бы увидеть, как оживают самые крутые из этих созданий. Но в нашем мире есть животные, которым почти столько же лет, сколько динозаврам, например крокодилы и акулы. Они не сильно изменились с тех пор, как появились миллионы лет назад. Большинство динозавров не выжили, когда астероид врЕзался в Землю. В некотором смысле астероид стал гигантской кнопкой перезапуска для планеты. После столкновения с Землей этот космический странник уничтожил почти всё живое. Небо затянуло пеплом, который блокировал солнечные лучи. Растения не могли расти, и травоядные виды остались без пищи. В результате им пришлось изменить свой рацион и приспособиться к новым условиям. Это заставило выживших динозавров выбрать новый путь в жизни и постепенно превратиться в животных, которых мы знаем сегодня.

Если бы астероид хоть немного изменил свой курс, динозавры остались бы доминирующим видом. Так что бы произошло, если бы динозавры выжили? Прежде всего путь эволюции был бы другим. Возможно, за миллионы лет люди бы не эволюционировали так, чтобы оказаться на вершине пищевой цепи. Представьте себе мир, в котором динозавры существуют по сей день. Если бы динозавры развивались так же, как люди, нам пришлось бы конкурировать с ними. Существовало несколько видов людей, но Homo sapiens, то есть мы, одержали верх. Представьте себе человекоподобных динозавров, или диноидов. Да, это... странно. В отличие от нас, они бы напоминали рептилий. При меньшем размере мозга они были бы физически крупнее и сильнее. Поставить бок о бок человека и диноида было бы как минимум любопытно. Прежде всего у диноидов была бы чешуя, в отличие от человеческой кожи, и более острые зубы. Возможно, у них было бы другое количество пальцев на руках с когтями вместо ногтей.

Мы не знаем, как бы они звучали, но, возможно, они издавали бы гортанные звуки, как крокодилы. У динозавров было очень хорошее зрение по сравнению с млекопитающими, поэтому вполне возможно, что у диноидов были бы огромные глаза. Население Земли достигло ошеломляющей цифры в восемь миллиардов человек, и мы изменили окружающую среду в соответствии с нашими потребностями. А если бы диноиды были доминирующими существами, то окружающая среда была бы приспособлена для них. Что касается физических особенностей, ученые предсказали, как выглядели бы диноиды, если бы они превратились в разумных существ, ходящих вертикально и развивших большие пальцы. Эти пальцы очень важны для эволюции, поскольку благодаря им люди начали использовать орудия труда для самозащиты и охоты. Это существо, возможно, не похоже на идеальную рептилию и даже выглядит нелепо, но если бы динозавры эволюционировали, то так могли бы выглядеть ваши одноклассники или коллеги.

Динозавры были очень разными — это видно по окаменелостям. Некоторые из них были гигантскими, в то время как другие соответствовали по размерам современным животным. Самым крупным сухопутным динозавром был титанозавр, хотя его размеры по окаменелостям можно определить лишь приблизительно. Предполагается, что его длина составляла около тридцати семи метров, а жил он от ста до девяноста пяти миллионов лет назад и весил как восемнадцать современных слонов. Динозавры обитали по всему миру, в разных эпохах, климатах и ландшафтах. Среди них было не так много гигантов. И видам, которые превосходили других по размеру, не хватало объема мозга. Некоторые из самых известных динозавров, такие как аллозавр и стегозавр, имели очень маленький мозг, а значит, им было бы практически невозможно эволюционировать в разумных существ.

В конце мелового периода по земле бродил Ти-Рекс. Он обладал более крупным мозгом, чем его собратья аллозавры, которые отстали от него на миллионы лет. Однако всё равно его мозг не весил и четырехсот граммов. Для сравнения: человеческий мозг весит тысячу триста граммов. Было бы здорово увидеть, как ти-рекс превратился в разумное существо с большими пальцами на крошечных ручках. Вопреки распространенному мнению, ти-рекс был довольно медленным, и человек мог бы легко его обогнать. Так что в наши дни ему не нашлось бы места ни в одном соревновательном виде спорта, включающем бег. Мы знаем, что динозавры могли быть как травоядными, так и плотоядными. Но на протяжении их эволюции одно оставалось неизменным: у них был маленький мозг.

Существовали и другие типы динозавров, например длинноногие и рогатые существа. В любом случае, они находились на вершине пищевой цепочки, даже когда маленькие млекопитающие начали появляться в эпизодических ролях. И вот когда астероид упал и уничтожил динозавров, млекопитающие захватили сцену. Если бы динозавры и млекопитающие делили доминирующее положение в пищевой цепочке и шли по сходному пути эволюции, то сегодняшняя реальность была бы совершенно иной, чем та, к которой мы привыкли. Динозавры развили бы более крупный мозг и соревновались бы с людьми за звание самых умных существ. Одна из причин, по которой люди и попугаи могут разговаривать, заключается в силе и форме наших языков. У эволюционировавших динозавров был бы другой череп — под стать языку, — если бы они хотели говорить, как люди.

Одна из причин, по которой люди достигли своего нынешнего уровня, заключается в том, что мы научились передвигаться вертикально и обнаруживать хищников. Это был один из вызовов, который мы нам пришлось преодолеть, чтобы выжить. Но что нужно было бы преодолеть динозаврам, если они и так доминировали? У некоторых динозавров с большим мозгом были длинные ноги, а значит, они могли быстро бегать, обнаруживать хищников и хватать пищу, которая в противном случае была бы им недоступна. Их эволюционный путь бы сильно отличался от человеческого и, возможно, был бы даже более продвинутым. Их мозг мог бы развиться в нечто впечатляющее. Они могли бы оказаться умнее нас и обладать более быстрыми рефлексами. Представьте себе динозавров, открывших гравитацию вместо Исаака Ньютона. Или динозавра, пишущего пьесы и стихи лучше Уильяма Шекспира. Представьте себе динозавров, способных создавать лучшие произведения искусства в истории. Музыка и кино вращались бы вокруг культуры динозавров, и даже трудно представить, какой бы была мода.

Мы бы жили в мире с диноидами, но, конечно, соревновались бы с ними. На чемпионате мира по футболу динозавры и люди играли бы за свои национальные команды, но клубы были бы исключительно человеческими или динозавровыми. В некоторых профессиях доминировал бы только один вид, и более физически тяжелые профессии вроде рабочих или охранников закрепились бы за динозаврами. В конце концов динозавры захватили бы мир, поскольку они были бы физически сильнее людей и имели бы преимущества перед нами. Людям бы пришлось искать способ не отстать от динозавров. У млекопитающих был другой путь эволюции, они не стали гигантскими суперсозданиями, как динозавры. Вместо этого их мозг развивался и рос. Но несмотря на то, что люди — самые умные существа на планете, у нас не самый большой мозг. У таких животных, как касатки, киты, слоны и некоторые приматы, мозг больше. Так почему же мы умнее их? Мы не знаем. Мозг — самый сложный орган, который у нас есть, и он до сих пор хранит много тайн. Мы не знаем точно, почему он такой сложный и почему он ведет себя именно так.

Современные потомки динозавров, такие как вороны и попугаи, обладают сложным мозгом, который позволяет им общаться, использовать инструменты и даже считать. В этом случае «больше» не всегда означает «лучше». Мозг попугая меньше, чем у кошки, но он гораздо сложнее, чем у любого кошачьего. Некоторые ученые утверждают, что динозавры из фильмов мало соответствуют действительности и что раньше у этих существ были перья. С точки зрения эволюции некоторые мелкие пернатые динозавры могли бы пойти по пути приматов. Они могли бы эволюционировать в приматов, обитающих на деревьях, и затем превратиться в другой вид человека.