Как бы мы жили со множеством крошечных солнц (и жили ли бы мы вообще)?

Возможно ли, чтобы у планеты было не одно, не два, а много солнц? Интересно, что было бы с нами, если бы Солнце вдруг распалось на много маленьких звезд? Во время поиска планет, похожих на Землю, ученые обнаружили, что системы из двух и даже трех звезд — явление нередкое. У многих из них даже есть планеты в обитаемых зонах. И почти на половине этих планет может быть жизнь! А какие там закаты! Кстати, ученые не уверены, что наше Солнце всегда было одиноким. У него могла быть звезда-компаньон по имени Немезида. Ученые заметили, что массовые вымирания на Земле происходили каждые двадцать семь миллионов лет. Это похоже на цикл. Они обратились к звездам, чтобы выяснить, в чем может быть причина, и предположили, что дело в звезде, которая давным-давно покинула Солнце... но по-прежнему оказывает на нас влияние.

Немезида может находиться в полутора световых годах от нас. Кажется, что это мало, но на самом деле это почти пятнадцать триллионов километров! Это как веселая поездка на машине... длиной в пятьдесят миллионов лет! Каждый раз, когда Немезида проходит свою орбиту, она может влиять на Облако Оорта — область, которая окружает Солнечную систему и в которой образуются кометы. Ее существование еще не доказано, но ученые в этом почти уверены. Внутри Облака Оорта образуются кометы, которые перемещаются в Солнечную систему. Даже находясь очень далеко, вторая звезда в системе может оказывать на нее влияние... Но как насчет систем с четырьмя или более звездами? Возможно ли это? Ответ — да! Но чем больше небесных тел в системе, тем она сложнее. Орбиты становятся нестабильными и хаотичными.

В звездной механике это называется «Проблемой трех тел». Суть в том, что в таких системах очень трудно предсказать орбиты тел. В большинстве случаев они оказываются случайными и уникальными. Исаак Ньютон был первым, кто это заметил и попытался применить свои гравитационные открытия к Земле, Луне и Солнцу. Ему было нелегко понять, как три звездных объекта могут стабильно вращаться друг вокруг друга. И это всего лишь планета и спутник! А как насчет нескольких звезд? Просчитать это — занятие непростое, но мы знаем, что системы с тремя звездами до смешного хаотичны... А как насчет систем с большим количеством звезд? Они очень, очень редки. В две тысячи двадцать первом году НАСА обнаружило звездную систему, состоящую из целых шести звезд! Невероятно! Конечно, в ней нет планет, но кто знает? Может быть, однажды мы найдем и такую систему.

В подобных мирах гравитация очень сложная. Нужны очень специфические условия, чтобы удержать всё вместе. Это как ходить по канату над пропастью. А теперь давайте представим, что Солнце вдруг превратилось в несколько маленьких звезд. Нам понадобится очень детальная симуляция... А возможно, даже десятки симуляций, чтобы из этого вышло что-то толковое. Потому что в противном случае у нас будет всего три варианта... Вариант первый. Мы делим Солнце на пять-десять крошечных солнц и разбрасываем их недалеко друг от друга. И через пару часов они разрушают нашу систему! Мда...

Все звездные системы, включая нашу, находятся в постоянном движении. Так что солнца почти сразу же друг с другом столкнутся, что приведет к возникновению сверхновой. Наша система превратится в красивую туманность, и мы даже не успеем ничего почувствовать. А все планеты в бывшей Солнечной системе станут сверкающей космической пылью. Не лучший для нас вариант. Давайте посмотрим, может ли всё пойти по-другому. Вариант второй. Поскольку они не способны находиться рядом, давайте попробуем разместить их как можно дальше друг от друга. И в этом случае они просто исчезнут. Пока-пока!

Их гравитация будет слишком слаба, чтобы удерживать их вместе. Маленькие солнца покинут Солнечную систему, улетев в космос в разных направлениях. После этого остальные планеты, включая Землю, сойдут со своих орбит, и мы превратимся в блуждающую планету. Сначала мы даже не поймем, что планета сошла с орбиты. И у нас не будет времени что-то предпринять до того, как станет невероятно холодно. Какой печальный и поэтичный конец! Ни один из этих результатов нас не устраивает. Но у нас еще есть последний вариант. Нам вовсе не обязательно делать все солнца одинаковыми. Давайте взглянем на многозвездные системы — ни одна из них не похожа на кучу одинаковых светящихся шаров. Вместо этого там есть несколько больших звезд, а остальные, маленькие, вокруг них вращаются. Так как насчет двух больших звезд и двух маленьких? Как тогда будет выглядеть Земля?

Ее орбита станет очень нестабильной, и мы будем дергаться взад-вперед! Мы знаем, к чему это может привести, потому что однажды такое уже с нами случалось! Около семидесяти тысяч лет назад Солнечную систему посетила одинокая звезда — красный карлик под названием «звезда Шольца». Красный карлик — это очень маленькая и холодная звезда. Если, конечно, семь тысяч семьсот градусов Цельсия можно считать холодом! Но это самый слабый и холодный тип звезд, так что на небе она не казалась большой и яркой. В то время наши предки, Homo Sapiens, уже жили своей жизнью. И они видели в небе еще одну звезду! Интересно, как это выглядело? А затем звезда Шольца обошла Солнце и куда-то улетела, чтобы дальше бороздить просторы космоса. Вы же не ожидали глобальной катастрофы... Ведь иначе у вас не было бы возможности смотреть сейчас это видео.

Благодаря этой истории мы знаем, что происходит с Землей во время таких звездных событий. Тогда на нашей планете развернулась мощная вулканическая активность и выпало несколько метеоритных дождей, которые чуть нас не уничтожили. Да, нашим предкам пришлось нелегко. Нечто подобное ждет и нашу гипотетическую планету с четырьмя солнцами, но в большем масштабе. Постоянная вулканическая активность, землетрясения и цунами. Долгота дня изменится, как и продолжительность сезонов и года в целом. Они больше не будут стабильными из-за регулярных изменений гравитации. Мы не будем знать, когда наступит зима или лето. А когда мы окажемся между двумя звездами, ночей не будет вообще, и нам придется спать при ярком свете.

И если вы думаете, что это плохо, то имейте в виду, что из-за четырех солнц мы подвергнемся гораздо более мощному воздействию ультрафиолетовых лучей и солнечных ветров. Цвет звезд также изменится. Они превратятся в красных карликов, которые покажутся на небе оранжево-алыми. А еще будет много солнечных затмений. Только закрывать солнце будет не луна, а другое солнце. Вероятно, станет лишь немного темнее. Вряд ли на такой Земле что-то выживет. Если хотите проверить, можете сами запустить десяток-другой симуляций. Теоретически в простой двойной звездной системе мы могли бы выжить. Например, в той, которая состоит из двух звезд, расположенных близко друг к другу. И если они окажутся в два раза меньше нашего Солнца, это будет просто идеальный сценарий!

В будущем это вполне возможно! Уже сейчас НАСА работает над планом переселения наших потомков на Проксиму Центавра би. Эта планета находится в ближайшей к нам звездной системе Альфа Центавра. Возможно, в будущем мы и правда туда переедем и увидим, каково это — жить с несколькими солнцами.