Двуликая планета, которая не похожа ни на что другое во Вселенной

Спутник Юпитера Европа покрыт толстым слоем льда, но под ним находится огромный водный океан глубиной до ста шестидесяти километров. Раньше считалось, что водяной лед встречается редко и характерен только для Земли, но на самом деле его можно найти по всей Солнечной системе, даже на Меркурии и Луне. Сатурн менее плотный, чем вода, поэтому, если бросить его в гигантский бассейн, он будет плавать. Почему космос черный, если он полон звезд? Разве они не должны освещать всё вокруг? Вы не видите звезд, куда бы вы ни посмотрели, потому что некоторые из них существуют недостаточно долго, чтобы их свет достиг Земли! В Солнечной системе восемь подтвержденных планет, но есть свидетельства того, что может существовать и девятая — просто мы ее еще не нашли.

Органические вещества могли попасть на Землю с кометами, поскольку органика была обнаружена на нескольких из них. На Сатурне, как и на Юпитере, бушует нескончаемая буря, причем очень странной формы — шестиугольная. Из всех планет нашей Солнечной системы только у Меркурия и Венеры не было обнаружено спутников. На орбите Юпитера вращается семьдесят девять спутников, самый большой из которых — Ганимед, и он больше Меркурия. Раньше считалось, что Млечный Путь — это пояс, но теперь мы знаем, что это спиральная галактика. Следы на Луне не могут исчезнуть, потому что там нет ветра, который мог бы сдуть их с поверхности. Есть теоретическая возможность существования белых дыр — противоположностей черных дыр. Ничто не может попасть в них снаружи, но свет и материя могут выходить из них.

В космосе существуют триллионы звезд, но мы можем видеть на небе лишь их крошечную часть. Харон, спутник Плутона, всего в два раза меньше своей планеты, поэтому Плутон вращается вокруг точки вне собственной оси. Все объекты в космосе, включая планеты, межзвездную пыль и целые галактики, составляют лишь около четырех процентов Вселенной. Остальное — это темная материя и темная энергия, которые нельзя увидеть и которые не до конца изучены. В звездной системе Коперник есть пять планет, четыре из которых — газовые гиганты, похожие на Юпитер и Сатурн. А пятая — точнее, первая, потому что она ближе всего к звезде, — весьма жуткая. Планета Янсенн находится так близко к своему солнцу, что половина ее поверхности представляет собой океан расплавленной лавы. Другая половина находится в вечной темноте, потому что никогда не видит солнца: планета всегда повернута к своей звезде одной стороной. А между лавой и тьмой находится сумеречная зона — тонкая полоска мрачного небытия.

Эйч Ди один восемь девять семь три три би — единственная экзопланета на орбите своей звезды, и на первый взгляд она выглядит симпатично: голубые и белые вихри образуют на поверхности диковинные узоры. Но эти приятные цвета вызваны твердыми силикатными частицами в атмосфере планеты. Проще говоря, там идет стеклянный дождь. Падающее с неба стекло летит горизонтально с гиперзвуковой скоростью, разрушая всё на своем пути. Кеплер-семьдесят — это горячая голубая карликовая звезда, которая взорвалась в красного гиганта около восемнадцати миллионов лет назад. В то время вокруг нее вращались по меньшей мере две планеты, ближайшая из которых, Кеплер семьдесят би, была газовым гигантом вроде Юпитера. Она до сих пор существует, но звезда-переросток поглотила ее и превратила в пылающий каменистый мир. Сейчас это одна из самых горячих планет, о которых мы знаем: ее температура выше, чем на поверхности Солнца. Ей посчастливилось выжить, оказавшись внутри звезды, но сейчас она испаряется и, вероятно, вскоре исчезнет.

Если бы Солнце было размером с входную дверь, наша планета была бы размером с монету. Другими словами, Солнце могло бы вместить более миллиона планет Земля. Лунные породы имеют сверхмедленную скорость эрозии. Поэтому следы астронавтов «Аполлона», оставленные на Луне, скорее всего, сохранятся там десять или даже сто миллионов лет. Еще один спутник Сатурна, Иапет, может похвастаться уникальной окраской. Разница между двумя полушариями спутника впечатляет: одно из них светлое, а другое — зловеще темное. Ученые до сих пор не разгадали эту загадку. Все планеты Солнечной системы могли бы поместиться между Землей и Луной с некоторым запасом. Да, в космосе много места. Сатурн — не единственная планета, у которой есть кольца. У газовых гигантов Урана, Нептуна и Юпитера есть свои кольца, но они тонкие и их почти невозможно увидеть. Специалисты НАСА могут преобразовывать плазменные волны, радиоволны и магнитные поля в звуковые дорожки и слушать, что происходит в космосе. Они записывают всевозможные интригующие звуки: от гудков до воя, похожего на сирену скорой помощи.

В то же время космос — это жутко тихое место. Там есть звуковые волны и вибрации, но люди не могут их воспринимать. На Земле люди привыкли к красивому закату, окрашенному в оранжевые, красные и желтые тона. А на Марсе розовато-красное небо становится голубым, когда солнце опускается за горизонт. Это происходит потому, что Марс находится гораздо дальше от Солнца, чем Земля, что делает солнечный свет менее интенсивным. Мелкая пыль в марсианской атмосфере поглощает синий свет и избавляет небо от более теплых цветов, которые вы обычно видите на Земле. По-моему, оба заката выглядят впечатляюще! Люди исследуют космос более шестидесяти лет, и эти усилия, безусловно, окупились. Уже исследованы все планеты Солнечной системы, даже карликовые планеты Плутон и Церера. Большая часть исследований состоялась в рамках программы НАСА «Вояджер», которая началась в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году. «Вояджер один» и «два» собрали информацию о планетах, их спутниках, уникальных системах колец и магнитных полей. Эти космические аппараты-близнецы продолжают передавать данные на Землю, а «Вояджер один» в настоящее время находится в межзвездном пространстве.

На Земле звуковые волны заставляют молекулы воздуха вибрировать, поэтому мы слышим звук. На других планетах и спутниках звук может распространяться через такие среды, как атмосфера и океаны. Принято считать, что в космосе звука нет, поскольку там нет молекул, которые могли бы вибрировать и передавать звуковые волны. Однако не все исследователи с этим согласны, учитывая, что космос — это не абсолютный вакуум. Между пустотами существуют облака газа и другие блуждающие частицы. Поэтому в некоторых местах звуковые волны могут быть возможны. Открытая в две тысячи семнадцатом году Кельт девять би — самая горячая планета из всех известных нам! Это потому, что она вращается очень близко к своей звезде, которая называется Кельт девять. Эта планета намного горячее и больше нашего Солнца. Эксперты считают, что гигантская звезда может однажды испарить планету своим сильным жаром. А еще Кельт девять би достается огромное количество рентгеновского излучения.

Один лунный день равен примерно двадцати девяти дням на Земле. Именно столько времени требуется Солнцу, чтобы пересечь лунное небо. Люди всегда видят одну и ту же сторону Луны. Гравитационное поле Земли заставляет Луну медленнее вращаться вокруг своей оси. Поэтому для оборота вокруг своей оси Луне требуется столько же времени, сколько для обращения вокруг Земли. Только в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году люди наконец-то смогли увидеть другую сторону Луны благодаря фотографии, сделанной космическим аппаратом «Луна-три». Другая сторона Луны более гористая, чем та, которую мы видим с Земли. Это можно объяснить земной гравитацией, которая сделала кору на видимой стороне Луны тоньше.

Кратеры на Луне были оставлены астероидами около четырех миллиардов лет назад. Они всё еще видны, но только потому, что геологические изменения на Луне не такие активные, как на Земле. Гравитация на Луне составляет всего одну шестую часть земной. Вы могли бы пройти расстояние в шесть раз больше и нести груз в шесть раз тяжелее. Хотя ходить там легче, но и опаснее. Нога космонавта в тяжелом скафандре может провалиться в лунный грунт. Неконтролируемые прыжки на большие расстояния грозят травмами, так как поверхность Луны полна глубоких кратеров. Из-за низкой гравитации на нашем спутнике повсюду полно лунной пыли, состоящей из крошечных твердых и очень острых частиц и пахнущей порохом. Она создает беспорядок, вызывает симптомы, подобные сенной лихорадке, и портит скафандры.

Однако не всё так плохо, поскольку на закате и восходе солнца пыль как бы «танцует». Она парит над поверхностью Луны, потому что электромагнитные силы заставляют частицы подниматься. У Луны есть атмосфера, которая называется экзосферой. Она состоит из гелия, неона и аргона. Ее плотность в десять триллионов раз меньше, чем у атмосферы Земли.