Удивительная система, в которой одна планета вращается вокруг трех солнц

В нашей Солнечной системе есть только одна звезда, Солнце, вокруг которой вращаются все планеты. Но есть системы, где планета вращается вокруг двух солнц. Например, Кеплер шестнадцать би. Это негостеприимное и холодное место, состоящее наполовину из твердых пород, наполовину из газа. Зато там можно увидеть два заката, и у вас будет две тени. А недавно была обнаружена еще более интересная планета: она вращается вокруг трех солнц!

Звездная система Джи дабл-ю Ориона находится в тысяче трехстах световых годах от Земли. Там есть три оранжевых кольца, которые состоят из пыли и имеют разный наклон. В центре этой системы можно увидеть три звезды. Две из них — двойные, то есть вращаются друг вокруг друга. Третья звезда вращается вокруг них. Ученые выяснили, что три кольца смещены и перекошены. Внутреннее кольцо раскачивается на своей орбите. А внешнее кольцо имеет наклон тридцать восемь градусов.

Астрономы выдвинули две теории. Первая гласит, что разрыв в этих кольцах произошел из-за того, что в центре системы три солнца создали момент силы — гравитационную силу, которая всегда действует в направлении центра. Но теория потеряла актуальность, потому что у колец не оказалось достаточной турбулентности. Согласно второй теории, это могло произойти из-за того, что внутри одного из колец образовалась планета. Она могла повлиять на гравитационный баланс системы трех колец и стать причиной того, что они находятся так далеко друг от друга. В пылевом облаке есть промежуток. Судя по его масштабам, планета должна быть газовым гигантом размером с наш Юпитер.

Все космические объекты образовались благодаря гравитации, притягивающей материю. Если в начале есть хоть малейшее вращение, со временем его скорость увеличивается — особенно, когда объект начинает разрушаться. Поэтому все объекты вращаются, включая частицы пыли и даже черные дыры. Черные дыры теряют массу из-за явления, которое называется «излучение Хокинга». Их горизонты событий уменьшаются, но этот процесс идет очень медленно. Горизонт событий черной дыры — это точка невозврата. И ничто, даже излучение и свет, не может вырваться наружу после его пересечения. Средней черной дыре для полного исчезновения нужно в миллиарды раз больше лет, чем возраст Вселенной.

В нашей галактике Млечный Путь тоже может находиться сверхмассивная черная дыра. Но нам ничего не угрожает. Ближайшая большая черная дыра — Ви четыре шесть четыре семь Стрельца — находится от нас в двадцати тысячах световых лет. Лучше всего наблюдать за черными дырами на расстоянии из-за их ужасной гравитации. Галактики могут поглощать друг друга — для них это один из способов эволюции. Ближайшая к нам галактика — Андромеда. И она «поедает» одну из своих галактик-спутников. В прошлом Андромеда съела по меньшей мере две другие. По этой галактике разбросано множество звездных скоплений. Видимо, Андромеда вырвала звезды из других галактик. Ученым наконец удалось идентифицировать эти звезды. Они отследили их до момента слияния галактик, произошедшего миллиарды лет назад.

Десять миллиардов лет назад наша галактика также пережила столкновение. Вот почему ее ореол не похож на ореол других спиральных галактик. Сначала считалось, что было несколько небольших столкновений. Но затем ученые поняли, что большинство инородных космических объектов в Млечном Пути произошли из одного источника. Наша галактика когда-то столкнулась с галактикой Гея-Энцелад. Млечный Путь и Андромеда тоже могут столкнуться. Но это вряд ли произойдет в ближайшие четыре с половиной миллиарда лет. Нейтрино — это электрически нейтральные частицы, настолько мощные, что могут проходить сквозь многие километры свинца. Некоторые из них даже проходят через вас, пока вы смотрите это видео. Нейтрино образуются как при ядерных реакциях внутри «живых» звезд, так и при взрывах сверхновых, и почти не имеют массы. Им нужно всего три секунды, чтобы выбраться на поверхность Солнца. И потом они долетают до нас за восемь минут.

В девяноста световых годах от Земли находится планета Ти О Вай один два три один би. Она похожа на наш Нептун. Это газовый гигант. Самое интересное, что у нее, скорее всего, есть атмосфера. Планета более чем в три с половиной раза крупнее Земли, и там чуть теплее — пятьдесят семь градусов Цельсия. Она вращается вокруг красного карлика. Он меньше нашего Солнца и намного старше. Один год на планете длится всего двадцать четыре земных дня. Несмотря на то, что планета находится близко к своей звезде, она остается относительно холодной. Это потому, что звезда повернута к ней прохладной стороной. Астрономы утверждают, что видели облака в атмосфере таинственной планеты. Возможно, они даже состоят из воды.

Эта система довольно быстро удаляется от Земли. Поэтому ученые смогли обнаружить атомы водорода, которые вырвались из атмосферы планеты. Это значит, что у планеты даже может быть хвост. Гипотетическая белая дыра — загадочный космический объект, противоположный черной дыре. Он очень яркий и впервые был упомянут в теории гравитации Эйнштейна. Обычно о белых дырах говорят в контексте «червоточин». Есть теория, что черная дыра — это своего рода точка входа в тоннель, который ведет сквозь пространство и время. В этом случае белая дыра может быть выходом в другом месте Вселенной. Однако белые дыры не обязательно должны быть выходами из червоточин. Они могут быть замедленным воспроизведением того, как образовались первые черные дыры.

Черная дыра образуется при коллапсе ядра массивной звезды, когда та разрушается от собственного веса. Но иногда квантовые процессы не превращают звезду в черную дыру. Вместо этого они создают белую дыру, которая снова начинает извергать материю исходной звезды. Но пока это лишь теория. На некоторых планетах, таких как Марс и Венера, царит экстремальная погода с сильными штормами. На Землю мог обрушиться такой же сильный космический ураган — клубящаяся воздушная масса шириной около тысячи километров. Спутники засекли ураган в сотнях километров над Северным полюсом, в верхних слоях атмосферы Земли. Ураган проливал не воду, а электроны! Только спустя восемь часов он стих. Он вращался против часовой стрелки.

Под поверхностью спутников Урана могут скрываться океаны. Ученые исследовали океаны и на спутнике Юпитера Европе, и спутнике Сатурна Энцеладе. Океаны скрыты под их ледяной коркой. У Урана двадцать семь спутников. Пять из них очень большие. Это Умбриэль, Титания, Оберон, Миранда и Ариэль. Еще в тысяча девятьсот восьмидесятых годах, когда для получения изображений этих спутников запустили «Вояджер-два», на них было обнаружено много кратеров, состоящих изо льда и камня. Снимки, полученные астрономами, также показали признаки жидкой воды. Она извергается из глубин лун и замерзает на их поверхности. Одно из наиболее правдоподобных объяснений — океаны под поверхностью. Когда спутник движется вокруг планеты, магнитное поле планеты его притягивает. Именно так спутник остается на своей орбите. Этот рывок генерирует электрический ток, который преобразуется в магнитное поле. Его называют индуцированным. Океаны под поверхностью могут быть причиной возникновения индуцированного поля.

Сатурн знаменит своими кольцами. У Нептуна, Урана и Юпитера тоже есть кольца. Но у Сатурна есть нечто особенное, чего нет ни на одной другой планете. Это огромный шестиугольный шторм, который движется вокруг северного полюса. Длина каждой из его сторон составляет почти двенадцать с половиной тысяч километров. Земля могла бы уместиться на такой площади почти четыре раза! Согласно тепловым снимкам, шестиугольный рисунок облаков опускается в атмосферу Сатурна примерно на сто километров. Планета скрывается за густыми облаками, и солнечный свет сквозь них не проходит. Поэтому астрономам не видно, что именно там происходит. Есть лишь теории. Сатурн — газовый гигант. Когда газ в недрах планеты нагревается, он выходит наружу. Вместе с этим газом выделяется огромное количество энергии, которая и заставляет его подниматься, расширяться и терять плотность. Эти же процессы вызывают ураганы и торнадо на нашей планете. На Сатурне вихревые газы выходят из зоны высокого давления во внешних слоях. Эти газы и вызывают мощную бурю такой необычной формы.